Способы и приемы постановки шипящих звуков у детей с особенностями психофизического развития при различной этиологии нарушений
Недостатки произношения шипящих (ш,ж,щ,ч)
Межзубный сигматизм – шепелявый оттенок. Предрасполагающие факторы: укороченная подъязычная связка, высокое и узкое твердое небо.
Боковой сигматизм - щечное произношение. Предрасполагающие факторы: боковой открытый прикус, слабость мышц одной половины языка.
Носовой сигматизм – заднеязычное произношение. Предрасполагающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.
Губно-зубной паросигматизм – [ш] заменяется на [ф]. Предрасполагающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.
Призубный паросигматизм – [ш] заменяется на [т]. Предрасполагающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Шипящий паросигматизм – нижнее произношение. Предрасполагающие факторы: прогения, снижение слуха, снижение фонематического слуха.
Свистящий паросигматизм – [ш] заменяется на [с]. Предрасполагающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Исправление произношения звука
Подготовительный этап. При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края к верхними коренным зубам, длительная воздушная струя, идущая по середине.
Постановка. Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Межзубный сигматизм Подготовительный этап- проводят упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка – ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.
Боковой сигматизм. Подготовительный этап – проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработка воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с]. Постановка – используется механическая помощь (ручка от чайной ложки, зонд №5), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с].
Носовой сигматизм. Подготовительный этап – вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении; отрабатываются [т]и [с]. Постановка – [ш] от [с] с механической помощью. Если есть [р], то произносим РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию кончика языка – слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком – ЖА.
Губно-зубной паросигматизм. Подготовительный этап – ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] - [ф], используя картинки – символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх – низ; подъем широкого переднего края языка вверх. Постановка – ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы. Возможен механический подъем от [с].
Призубный паросигматизм. Подготовительный этап – вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] - [т], используя картинки-символы, различать [ш] - [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе; упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с]. Постановка – по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).
Шипящий паросигматизм. Подготовительный этап – сопоставлять и различать [ш] -[щ], используя картинки – символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед – назад). Постановка – от [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).
Свистящий паросигматизм. Подготовительный этап – сопоставлять и различать [с]- [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха; движения широкого языка вверх, чередование движений широкого языка за нижние – верхние зубы; чередование движений губ. Постановка – прием подражания.
Звук [Ж] ставится от [Ш] путем подключения вибрации голосовых связок. Среди недостатков произношения [Ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц’], а также звуками [т’] или [ш’].
Звук [Ч] ставят от [Т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЬ-ТЬ или Т’И (АТ’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд №5 для отведения кончика языка назад.
Правильного произношения [Ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе. Среди недостатков произношения [Щ] имеется укороченное произношение, замена [щ] на [с’], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание С’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].
Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед = [щ]. Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).