ПОДГОТОВИЛА ПРИЩЕП СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРУППЫ "РОМАШКА"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Основным средством обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду является дидактическая игра. Она создается в обучающихся целях, служит воспитанию и развитию детей, позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, способствует возникновению положительных эмоций у детей, позволяет активизировать их деятельность.
Проблему ФЭМП нельзя ассоциировать только с проблемой изучения элементов счета, что является основным содержанием математического образования . Самое главное - это развитие способностей к математике, т. е. развитие математического мышления. Работа должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, то есть должны преобладать задания логико-конструктивного характера. В этой связи для построения развивающего процесса при обучении математики наиболее действенным является преимущественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучением понятий и отношений.
Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это-норма развития, им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы или объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции.
В своей работе мы используем вещественные модели различных математических понятий. К ним относятся:
Палочки Кьюизенера - набор палочек разных размеров и цветов. Их можно раскладывать по цвету и размеру, чередовать, складывать из них геометрические фигуры, цифры, геометрические мозайки, "Танграм", и многое другое. Все эти пособия многофункциональны и многовариативны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными и логоритмическими упражнениями, направленными на перемещение в пространстве и его практическое преобразованиями, на овладение двигательными способами восприятия, широкое использование физкультминуток математического содержания, звучащих и музыкальных игрушек для счета звуков и ориентировки в пространстве вызывает живой интерес у дошкольников и поддерживает эмоциональный фон деятельности на занятиях.
Кроме того, с точки зрения модельного подхода, математическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не счетный характер. Геометрическое содержание более способствует "детскому" способу вхождения в математику. В свое время Пиаже отмечал, что ребенок раньше воспринимает и научиться выделить пространственные характеристики объектов, чем их количественные характеристики.